В пятницу депутаты от партий MoDem, PS и RN одобрили поправку о введении налога на непроизводительное состояние. Что охватывает этот текст, который уже вызывает множество вопросов относительно его экономической целесообразности?
Что такое этот новый налог на непродуктивное имущество?
В пятницу в рамках проекта закона о бюджете (PLF) на 2026 год была принята поправка о «непродуктивном имуществе». Представленный партией MoDem, этот текст также получил поддержку депутатов от «Национального собрания» (RN) и Социалистической партии (PS).
Направленная на преобразование налога на недвижимое имущество (IFI), эта новинка, которую предприниматель Эрик Ларшевек назвал «политической брешью», вызывает ряд вопросов. Действительно, указанная поправка предусматривает взимание налога в размере 1 % в год со всей части имущества, квалифицируемой как непроизводительная, в отношении «доли налогооблагаемой чистой стоимости», превышающей 2 миллиона евро.
Таким образом, вся суть заключается в определении того, что считается «непроизводительным». В частности, это включает следующие активы:
- Цифровые активы без каких-либо исключений;
- Материальные движимые ценности (драгоценности, золото, автомобили, яхты, произведения искусства и т. д.);
- Средства страхования жизни, «не направленные на продуктивные инвестиции», в том числе средства, вложенные в облигации.
В сфере недвижимости некоторые объекты освобождаются от указанного налога, если они соответствуют ряду условий, в том числе если они сдаются в аренду третьим лицам, не имеющим родственных связей, на срок не менее 12 месяцев.
Под предлогом поощрения продуктивных инвестиций (таких как рынок акций) данная поправка, таким образом, ставит своей целью изменение IFI, который «сегодня представляется экономически несогласованным»:
В целях поощрения продуктивных инвестиций настоящая поправка предлагает реформировать налог на имущество (IFI), чтобы он стал ближе к налогу на непроизводительное имущество, исключив из его базы налогообложения производительные объекты недвижимости — к которым относятся объекты, сдаваемые в аренду на срок более одного года и отвечающие, в частности, экологическим критериям, — при этом сохранив или включив в базу налогообложения непроизводительные активы: непроизводительная недвижимость, материальные движимые ценности (драгоценности, автомобили, яхты, самолеты, мебель и т. д.), цифровые активы, полисы страхования жизни в части средств, не направленных на производительные инвестиции.
Хотя этот текст уже включён в текущую версию законопроекта о бюджете на 2026 год, сам законопроект ещё должен пройти парламентское рассмотрение, и поэтому на данный момент ещё не совсем ясно, будет ли этот новый налог введён в действие.
Тем не менее, эта возможность уже вызывает вопросы в связи с прецедентами, которые она создаёт. Например, в сфере криптовалют это означало бы необходимость декларировать налоговым органам также адреса самостоятельно размещённых кошельков, что ставит серьёзные вопросы о конфиденциальности, в частности в связи с риском утечки данных.
Кроме того, денежные фонды содержат значительную долю французского государственного долга. Таким образом, эту меру можно рассматривать как налог за «привилегию» владеть долгом третьей по уровню задолженности страны в Европейском союзе; однако, побуждая французов избавляться от своих облигаций, это, прежде всего, увеличит долю того же самого долга, находящегося в руках иностранных держав.